• 03 АВГ 17
    Ученые советуют не завершать курс антибиотиков

Британские эксперты предложили отказаться от рекомендации всегда заканчивать курс антибиотиков, заявив, что этот подход подпитывает распространение лекарственной устойчивости.

Они считают, что резистентность бактерий вызывается не сокращением курса антибиотиков, а неверным и нецелесообразным их назначением, как написала команда из 10 ученых в журнале British Medical Journal(BMJ).

«Мы призываем политиков, преподавателей и врачей прекратить пропаганду обязательного завершения курса антибиотиков при общении с общественностью», — призывают ученые во главе с экспертом по инфекционным болезням Мартином Ллевелином (Martin Llewelyn) из Брайтонской и Сассексской медицинской школы (Brighton and Sussex Medical School). «Кроме того, все они должны публично и активно заявлять, что эта рекомендация не основана ни на каких доказательствах, а предпосылка к этому призыву в корне не верна».

Ученые заявили, что необходимы дальнейшие исследования для разработки лучших альтернативных рекомендаций, но «пациентам лучше всего прекращать курс лечения антибиотиками, как только им станет лучше».

Это предложение полностью противоречит существующим на данный момент рекомендациям. Всемирная организация здравоохранения ООН заявляет, что если лечение будет прекращено раньше, существует риск того, что антибиотики не убьют все болезнетворные бактерии, и оставшиеся в живых могут мутировать и приобрести резистентность к этому виду антибиотиков. Именно поэтому ВОЗ рекомендует всегда принимать полный курс, назначенный врачом, не взирая на то, что пациенту может стать лучше еще до его окончания. Администрация США по контролю за продуктами и лекарствами (US Food and Drug Administration) также советует всегда принимать «полный курс лечения».

Но авторы новой статьи, в которой анализируются установившиеся связи между продолжительностью лечения, его эффективностью и лекарственной устойчивостью, заявляют, что пока ни разу не было предоставлено экспериментальных или статистических доказательств того, что более короткий курс лечения будет вызывать резистентность к антибиотикам.

«Когда пациент принимает антибиотики по какой-либо причине, чувствительные к антибиотикам виды и штаммы микроорганизмов на их коже, в кишечнике или в окружающей среде заменяются устойчивыми видами и штаммами, готовыми вызвать инфекцию в будущем», — пояснили ученые.

Чем дольше воздействие антибиотиков, тем больше будет устойчивых к ним бактерий. Эти устойчивые штаммы могут передаваться непосредственно между людьми, у которых нет симптомов болезни. Однако в настоящий момент идея завершения курса антибиотиков «глубоко укоренилась» как у врачей, так и у пациентов, констатировали ученые с сожалением.

Питер Опеншоу (Peter Openshaw), президент Британского общества иммунологии в Лондоне, согласился с тем, что сокращение курсов антибиотиков может помочь решить проблему резистентности. «Возможно, антибиотики должны использоваться только для того, чтобы уменьшить бактериальную нагрузку до уровня, с которым может справиться собственная иммунная система человека», — сказал он.

Безусловно, существуют такие случаи, которые требуют расширенных курсов лечения, например, когда у пациента ослабленная иммунная система, или если бактерии являются медленно растущими и могут долгое время бездействовать, как, например, бактерии туберкулеза. В таких случаях длительные курсы лечения жизненно необходимы.

«Совершенно очевидно, что практика назначения лекарств должна измениться. Текущие объемы использования антибиотиков слишком высоки», — добавил Марк Вулаус (Mark Woolhouse), профессор эпидемиологии в Эдинбургском университете (University of Edinburgh).

Мнение британских экспертов относительно длины курса антибиотиков далеко не уникально. Сейчас все больше экспертов говорят о том, что этот подход, напротив, может привести к развитию устойчивости к антибиотику. Этому вопросу посвящен материал Хелен Брансуэлл в издании Stat.

Схема проста: воздействие антибиотиков побуждает бактерии развивать устойчивость. Прием лекарств в момент, когда вы уже не больны, дает полчищам бактерий внутри вашего тела (и на нем) больше стимула для эволюции и для сопротивления действию препарата — так, что в следующий раз, когда у вас будет инфекция, он может не сработать.

STAT цитирует профессора медицины из Брауновского университета Луиса Райса: «Традиционная аргументация врачей никогда не имела смысла. И сегодня она смысла не имеет». Многие коллеги Райса считают его первым человеком, который заявил, что король голый: и действительно, он высказывал сомнение в правильности пресловутого врачебного совета еще в 2007 и 2008 году на встречах врачей-инфекционистов.

Вопрос уместности совета не переставать сразу после улучшения состояния принимать антибиотики будет поднят на встрече Всемирной организации здравоохранения в Женеве. В подготовленном ко встрече докладе уже отмечается, что эта рекомендация не поддерживается учеными. Во многих случаях «разумно прекратить прием антибиотиков сразу после того, как врач исключил бактериальную инфекцию — или когда симптомы легкой инфекции ушли», — говорится в докладе.

Интересно, что многие пациенты самовольно прекращают прием курса антибиотиков, как только им становится лучше. Так, в 2016 году в России было проведено исследование, согласно которому почти четверть мам допускают возможность проведения неполного курса антибиотиков при лечении детей: 23% опрошенных иногда самостоятельно прекращают курс антибиотиков, как только ребенку становится лучше, а 3% опрошенных делают это всегда.

Юлия Бондарь